One-suvenir.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Промышленные центры

Лидер — от автопрома

«Костяк» рейтинга «Эксперт Волга-200» составляют предприятия машиностроения, нефтяной и нефтехимической промышленности. Шире всех представлено машиностроение — 42 предприятиями. Темп развития этой отрасли задает автомобилестроение и смежные с ним производства автокомплектующих. Машиностроение в регионах Поволжья представлено также производством электротехнической продукции и электроники, тракторов и бульдозеров, кабельным производством, дизелестроением, химическим и нефтяным машиностроением, производством газотурбинных двигателей, радиотехники и светотехники, подшипниковым и литейным производством. Некоторые предприятия машиностроения, вошедшие в рейтинг «Эксперт Волга-200», специализируются на оборонных заказах.

Доля машиностроительной отрасли в общем объеме реализации компаний, огромна — более 30% по данным на 2009 год. Но по прибыльности оно серьезно уступает, например, транспортной сфере: 14 имеющихся транспортных компаний в общей сложности сумели получить в 2009 году более 14 млрд. рублей чистой прибыли, в то время как машиностроительные предприятия — 10,8 млрд. рублей. Низкая доходность отрасли объясняется ее высокой капиталоемкостью, высокой изношенностью основных фондов.

Тем не менее, именно представитель машиностроительной отрасли, точнее — автопрома, стал победителем рейтинга «Эксперт Волга-200»: выручка АвтоВАЗа в 2009 году составила 160,5 млрд. рублей. С близким результатом сумела завершить год лишь «Татнефть» — 150,8 млрд. рублей.

Прошлый год стал в какой-то степени переломным для внутренних продаж АвтоВАЗа. С одной стороны, предприятием было реализовано больше автомобилей, чем в 2007−м или 2008 годах. В то же время именно в 2009 году четко обозначилась тенденция к снижению спроса на отечественные авто, прежде всего из-за роста популярности новых иномарок (продажи подержанных импортных машин — основных конкурентов ВАЗа — снижаются, начиная с 2007 года). В прошлом году в России было продано 407 тыс. новых иномарок, в этом продажи ожидаются на уровне 600 тыс. машин.

Горьковский автозавод, занявший третье место в нашем рейтинге, демонстрирует в 2009 году 12% рост продаж, но только в сегменте микроавтобусов и грузовиков. Возможно, ситуация изменится, когда на предприятии будет организовано производство иномарок. Сейчас Горьковский автозавод заинтересован в сотрудничестве с индийской компанией Mahindra&Mahindra. Уже собрана пробная партия внедорожников модели Scorpio, которые ГАЗ продвигает под брэндом Marshal. Машины поступили к дилерам для проведения маркетинговых исследований рынка.

На выпуск иномарок сделала ставку и группа «СОК» (представлена в рейтинге «Эксперт Волга-200» отдельными предприятиями), организовавшая на удмуртском «Иж-Авто» производство KIA. Сейчас СОК ищет зарубежного партнера для выпуска иномарок на площадях расположенной в Самарской области «РосЛады».

Черный металл

Рост благосостояния населения Поволжья объясняет высокие результаты в рейтинге «Эксперт Волга-200» парфюмерно-косметической промышленности (47%), сектора строительства (прирост 44,7%) и завязанной на него промышленности строительных материалов (41,5%) по данным на 2009 год.

Самый же высокий средний темп прироста объемов реализации (почти 50%) продемонстрировала черная металлургия, представленная тремя фигурантами. Такому росту отрасль обязана Кулебакскому металлургическому заводу из Нижегородской области: реализовав в прошлом году продукции на 2,5 млрд. рублей, предприятие добилось по сравнению с 2008 годом прироста на 232,4%.

А вот предприятия цветной металлургии Поволжья, по сравнению с остальными секторами рейтинга, показали самые скромные результаты. Средний прирост трех компаний данной отрасли, вошедших в рейтинг, оказался отрицательным. Это произошло главным образом из-за Самарского металлургического завода (СМЗ), объем реализации которого в 2009 году составил 10 млрд. рублей, что ниже предыдущего периода на 1,7 млрд. Более того, СМЗ получил чистый убыток 433,4 млн. рублей. Новому собственнику Самарского металлургического завода — алюминиевой корпорации Alcoa — предстоит вложить не один десяток миллионов долларов, чтобы поднять предприятие.

С убытком 400 тыс. рублей закончил прошлый год еще один представитель цветной металлургии Поволжья, вошедший в рейтинг, — компания «Цветметсервис».

Дальнейший рост экономике Поволжья могут обеспечить нефтехимическая и химическая промышленности, стремительно растущий в последние годы потребительский сектор, и, естественно, главный «козырь» макрорегиона — машиностроение, прежде всего автопром. Уже сейчас в машиностроительном секторе идут активные процессы холдингостроения, реализуются новые инвестпроекты, на предприятия приходят люди и компании, близкие к государству, что позволит заводам получить сильного покровителя. Учитывая высокую капиталоемкость машиностроения и изношенность основных фондов, быстрых результатов ждать не стоит. Зато отрасль способна обеспечить стабильный рост экономики Поволжья в целом.

Другие полезные материалы

Австралия географический обзор Название страны происходит от латинского Terra Australis, что означает «южная земля». Площадь - 7,7 млн. км кв. Население - 17,7 млн. человек. Столица - Канберра. Государственное устройство - формально конституционная монархия, фактически - федер ...